Вопросы и ответы

Вы можете задать свой вопрос.

Часто задаваемые вопросы 

Какие документы необходимы для обучения по программе подготовки экспертов профессионально-общественной аккредитации (далее — ПОА) образовательных программ в рамках курса повышения квалификации «Теория и методика ПОА».?

 Обучение проводится в очно-заочной форме, с применением дистанционных технологий. Всем обучающимся предоставляется видеозапись.

В обучающую программу включены вопросы:

  • Становление и развитие системы профессионально-общественной аккредитации в России.
  • Процедура проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
  • Критерии оценки образовательных программ, используемые при проведении ПОА АНО Южный центр независимой оценки качества профессионального образования
  • Проведение самообследования   образовательной организацией
  • Подготовка к очному визиту экспертной комиссии и др.

Слушателям, прошедшим обучение по дополнительным профессиональным программам, выдается удостоверение о повышении квалификации, образец которого представлен на странице: 

//ido.npi-tu.ru/assets/docs/Формы%20документов/udostoverenie-pk…pd

 Для зачисления на программу необходимо предоставить:

— заявление-анкета кандидата в эксперты АНО ЮЦНОКПО, форма по ссылке:  //yadi.sk/i/IIBDOq-QOksImQ 

— согласие на обработку персональных данных,  форма по ссылке: //yadi.sk/i/rks6pS7DP50aYA

— копию паспорта (разворот с фото);

— копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома за пределами РФ, необходимо предоставить заверенный перевод документа об образовании);

— копию документа, подтверждающего смену фамилии, имени или отчества (если были изменения);

— копию ИНН;

— копию СНИЛС;

— Ваши банковские реквизиты;

— фотография 3х4. (электронная версия, формат JPG);

— справку с места работы.

Заполненное  заявление-анкету  на участие в семинаре, его скан-копию  и комплект прилагаемых документов   необходимо направить на электронную почту по адресу:  seminar@southpoa.ru.  

 Преподаватель и координатор группы обучения – Вартанян Надежда Арутюновна: 

Тел. +7 (991) 087-08-74, е-маил: usnadia@southpoa.ru

 По вопросам заключения договоров и оплаты обращаться: Мазанова Зоя Николаевна телефон +7 (991) 3650650 e-mail:  buh@southpoa.ru

Банковские реквизиты для перечисления в адрес АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования»:

ИНН 6163142179

ОГРН/ОГРНИП 1156100002079

Расчётный счёт 40703.810.0.52090000740

БИК 046015602

Банк ЮГО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК

Корр. счёт 30101.810.6.00000000602

Вопрос относительно малого количества часов и обучения проведению камеральной проверки.

 В рамках организации и проведения обучения экспертов профессионально-общественной аккредитации, АНО ЮЦНОКПО реализует различные по объему и содержанию программы повышения квалификации (от 20 часов до 144 часов), в том числе с указанием прохождения стажировки.

В рамках анонса непосредственно представлялись вниманию непродолжительные по времени программы повышения квалификации в объеме от 20 до 36 часов как самые востребованные и актуальные. Обучение камеральной проверке предусмотрено в рамках модуля 2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. 

Как измеряется компетенция экспертов? Кто гарантирует качество выбора экспертов?

Центр проводит обучающие семинары и круглые столы по повышению квалификации самих экспертов по ознакомлению с современными тенденциями нормативно-правового регулирования в области ПОА.

Качество экспертной деятельности в значительной степени определяется уровнем компетентности самого эксперта (уровень квалификации эксперта, уровень теоретической подготовки, практический опыт, широта кругозора). Поэтому высокая компетентность эксперта является условием привлечения его к участию в аккредитационной экспертизе. Квалифицированность экспертов гарантирует сама аккредитующая организация, региональное объединение работодателей РО. Как было отмечено, кандидатуры всех экспертов в обязательном порядке проходят согласование с региональным объединением РСПП и аттестацию эксперта АНО ЮЦНОКПО. Качество деятельности эксперта поддерживается периодической проверкой практики работы эксперта, аттестацией и периодичностью повышения квалификации, а также отзывами о прохождении стажировки и участии в ПОА от руководителей образовательных организаций. Кроме того, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе согласовывать персональный состав экспертной комиссии и отклонять предложенные кандидатуры экспертов с обоснованием причин отклонения (в том числе если квалификация эксперта вызывает сомнение).

Высокая квалификация экспертов (Эксперты есть как в штате, так и привлекаются на условиях гражданско-правового договора) АНО ЮЦНОКПО подтверждается отсутствием апелляций за 5 лет работы со стороны образовательных организаций.

Калмытский гос университет аккредитован не Вашим центром.

В презентационных материалах использовалась информация о наличии ПОА у образовательных организаций, прошедших профессионально общественную аккредитацию организациями из списка АИС МОНИТОРИНГ ПОА. Это информация была представлена по всему ЮФО и СКФО в целях освещения незначительного числа образовательных организаций, отводящих роль профессионально-общественной аккредитации. Южный Центр не проводил в указанных организациях профессионально-общественную аккредитацию (ни заголовки слайдов, ни сопутствующая информация не утверждает об участии ЮЦНОКПО).

Как осуществляется подбор экспертов для разработки стандартов? Какие критерии выбора экспертов и кто/как принимает решение о включении в экспертный состав. Проще говоря: «А судьи кто?»

Инициатором разработки профессионального стандарта выступает союз работодателей Ростовской области, создавая рабочую (экспертную) группу, куда должны войти специалисты, хорошо знающие ВЭД (технологию производства, квалификационные требования к работникам и пр.). Рабочая (экспертная) группа Рабочая (экспертная) группа формируется из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. В группе должны быть представлены эксперты двух категорий: 1. Специалисты производственно-технологического блока. 2. Специалисты в области управления персоналом. Руководство работой экспертной группы осуществляет координатор или привлеченный для разработки профессионального стандарта эксперт, предварительно прошедший сертификацию в НАРК. Все члены рабочей (экспертной) группы, помимо знаний производственных и иных аспектов ВЭД, также должны знать Макет, основные термины, методику составления профессионального стандарта. Те члены экспертной группы, которые ранее не участвовали в разработке профессиональных стандартов, должны быть ознакомлены с Макетом профессионального стандарта и Положением о профессиональном стандарте, содержанием Паспорта профессионального стандарта, структурой Карточки вида трудовой деятельности, описанием единиц профессионального стандарта, методикой составления профессионального стандарта.

Через какое время нужно повторно обучаться на эксперта?

Полномочия физического лица в качестве эксперта устанавливаются сроком на три года.

Нормативная база в сфере электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

 Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  3. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Приказы Министерства образования и науки

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 5 апреля 2017 г.№ 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
  3. Письмо от 24 июня 2014г. № АК-1666/05«Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».

Рекомендации Министерства образования и науки

  1. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.
  2. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06)

 

В соответствии с действующим законодательством Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Эти требования соотносится с требованиями ФГОС, поэтому ничего кардинально нового не содержат в себе относительно организации дистанционного обучения. Кроме того, На законодательном уровне урегулированы вопросы невозможности применения дистанционного образования при реализаций образовательных программ определённых специальностей, профессий, направлений подготовки.

 Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Как видно, нормативно правовая база достаточно полно и чётко отражает вопросы регламентации дистанционного обучения, в том числе и для лиц  с ОВЗ, вопрос заключается в том, что сами образовательные организации не готовы к реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. У многих не сформирована локальная нормативная база, например, нет расчета нагрузки преподавателей ДО, у других нет достаточных квалифицированных кадров, работающих с платформами ДО, у третьих-материальной базы для реализации программ с дистанционными технологиями. Здесь вопрос не стоит, чтобы расширить нормативно-правовую базу, проблема отсутствия качественного дистанционного обучения в опережении желаний  получить его сейчас с возможностями образовательных организаций, с их неготовностью как в материальном плане, ввиду отсутствия электронных ресурсов, так и в отсутствии кадров, обладающими навыками реализации ДО.

Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

Ответ: В данном случае необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах.

 

Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

Ответ: Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора

Как проводить аттестацию студентов? Будет ли возможность перенести сроки сессии?

Ответ: Преподаватели проводят промежуточную аттестацию в форме, установленной рабочей программой учебной дисциплины, с учетом содержания онлайн-курса, освоенного студентами. Промежуточная аттестация проводится в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом университета.

Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель в соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.

Если студент учится на основании договора об оказании платных образовательных услуг, вправе ли образовательная организация предлагать ему онлайн-курсы других университетов, ведь оплачивает обучение он в своем университете?

Ответ: Да, вправе. Отношения по образовательной программе у студента возникают с образовательной организацией, которая, которая является исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, независимо от прослушивания студентом онлайн-курса другой образовательной организации.

При этом рекомендуется соблюдать два условия (одновременно):

-образовательная организация, где учится студент, обеспечивает организационную, учебно-методическую поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса;

— образовательная организация, где учится студент, проводит текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию студента по дисциплине, соответствующей по содержанию онлайн-курсу.

То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно прослушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.

Если студент окажется недовольным качеством предложенного ему онлайн-курса другого университета, несет ли ответственность за это образовательная организация, где обучается студент?

Ответ: образовательная организация, где обучается студент, несет ответственность перед ним за качество образования независимо от того, используется ли при реализации образовательной программы онлайн-курс другой образовательной организации или нет. Для обеспечения качества образовательной услуги организация, где обучается студент, осуществляет организационную, учебно-методическую и иную поддержку студента на

протяжении прослушивания онлайн-курса, а также проводит контроль знаний и промежуточную аттестацию. Если со стороны студента поступает жалоба на качество онлайнкурса, его образовательная организация обязана обеспечить студенту восполнение недостатков (в рамках сопровождения и поддержки освоения).

У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?

Ответ: большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

Кто принимает решение об использовании онлайн-курсов при реализации образовательных программ?

Ответ: В зависимости от положений локальных нормативных актов университетов данное решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ. Фактически это решение об изменении технологии реализации учебной дисциплины и списка ресурсов, используемых в обучении.

Будут ли изменение нормативно-правовой базы для дистанционного обучения?

Ответ: 15 мая 2020г. в Госдуму внесли законопроект о дистанционном образовании. Документ вносит изменения в ст.16 закона об образовании,  а также уточняет полномочия Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования. По словам автором законопроекта документ не ставит задачу заменить традиционную школу, живое общение учителя с учеником.

Принятие законопроекта потребует корректировки подзаконных нормативных актов, уточнения обязанностей педагогов, определения перечня предметов, преподаваемых дистанционно, продолжительности уроков.

Как достичь качества освоения профессиональных компетенций?

На сегодняшний день перед профессиональными образовательными организациями одной из главных задач выступает повышение уровня освоения профессиональных компетенций студентами.

В этой связи образовательным организациям необходимо заинтересовать работодателей во взаимовыгодном сотрудничестве путем участия в проектном обучении, способствующему развитию таких качеств, как  готовность будущих специалистов к обучению при смене деятельности, быстро ориентирующихся в производственных процессах, владеющих информационными технологиями, а также в привлечении работодателей для разработки производственного продукта студентов техникумов и колледжей, что повысит заинтересованность работодателей в образовательном процессе.

Участие работодателей в проектном обучении может строится в определенной последовательности, поэтапности действий.

На подготовительном этапе проектной работы совместно с работодателями и преподавателями образовательного учреждения могут проводиться семинары, в ходе которых обсуждаются профессиональные качества специалиста, в которых нуждается предприятие-работодатель. При обсуждении данных требований преподаватели могут участвовать в дискуссиях, определяя методы, способствующие формированию тех или иных качеств студента для успешной реализации на рынке труда региона. Работодатели предоставляют информацию о заказах, которые в дальнейшем станут темам проектирования, участвуют в формировании проектных групп, а также при желании могут профинансировать любой проект, выполненный студентами, и соответственно его реализовать.

На технологическом этапе проектирования предполагается консультирование проектной деятельности. Руководитель подразделения от предприятия проводит консультации на своем рабочем месте. Консультанты от предприятия организовывают экскурсии на объекты проектирования, знакомят студентов с материально-технической базой предприятия. Одним из условий данного этапа работы над проектами является поддержка тесной связи руководителя от предприятия с преподавателем-руководителем проектирования.

На заключительном этапе проектирования представители предприятия -работодателя участвуют в оценке проектной деятельности, предлагают различные способы корректировки работы при проектировании, определяют подойдет ли выполненный проект для реализации в производственных условиях, дают рекомендации по организации и взаимодействию с проектантами и преподавателями в процессе проектирования.

Будет ли создана национальная платформа для взаимодействия образовательных организаций и работодателей с возможностями размещения «заказов», типовых задач и т.д.?

«Россия – страна возможностей» и ОНФ запустили новую кадровую платформу для студентов и работодателей «Профстажировки 2.0», которая будет объединять талантливых студентов и ведущих работодателей, поможет будущим специалистам готовить дипломные и курсовые работы не «в стол», а по конкретным задачам компаний.

Партнеры-работодатели уже начали размещать для студентов практико-ориентированные задания-кейсы. На основании этих заданий студенты готовят курсовые и дипломные работы.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ

Минпросвещения совместно с Институтом коррекционной педагогики разработали методические рекомендации для педагогов и родителей по дистанционному обучению детей с ОВЗ. Документ содержит порядок составления расписания, инструкции для педагогов-дефектологов и психологов, советы для родителей. Дистанционно обучать детей с ОВЗ можно только после предварительной работы психолога. Также эксперты рекомендуют обеспечить присутствие педагога-психолога на онлайн-занятии.

Расписание онлайн-уроков для детей с ОВЗ составляют с учетом особенностей детей. Урок для детей с ОВЗ не должен превышать 10–15 минут, а количество уроков в день – не более четырех. Нажав кнопку ниже, вам откроются методические рекомендации. Направьте их ответственным специалистам и родителям учеников с ОВЗ.

Источник: //www.menobr.ru/news/61169-qqq-20-m03-rekomendatsii-po-distantsionnomu-obucheniyu-detey-s-ovz

Как стать экспертом ЮЦНОКПО?

К экспертам АНО ЮЦНОКПО предъявляются следующие требования:

1) наличие высшего образования или ученой степени, ученого звания;

2) наличие удостоверения о повышении квалификации по программе «Теория и методика проведения профессиональной общественной аккредитации»;

3) стаж работы по профилю, соответствующему предмету экспертизы не менее 3 (трех) лет.